Тибетский мастиф описание породы, и своих собах
#382
Отправлено 31 August 2014 - 21:47
Цитата
Эта очередная статья, посвященная породе Тибетский мастиф пишется в надежде на работу пытливого ума наших читателей. Она не `дежурная`, пишется не потому, что нужно заполнить текстом очередную страницу сайта. Все, о чем пишем, в действительности волнует, возмущает, тревожит и т.д. и т.п.
Порода собак тибетский мастиф находится в кризисе.
http://dokhyi.ru/dok...ges/gory640.jpg
Небольшой экскурс в историю…
2001 год. Китай вступает во Всемирную Торговую Организацию.
В стране после мучительных и долгих лет правления МАО и так называемой Культурной Революции, разрешают иметь крупных собак.
Как раз в это время по крупным городам России ездили китайские бизнесмены в поисках породных собак разных пород.
Они их скупали оптом и партиями увозили на свою родину.
А Тибет? Как Тибет, государство с тысячелетней историей, вдруг стало китайской автономией?
Это произошло по достаточно традиционному сценарию.
В 1959 году в Тибете был размещен гарнизон китайской армии, что вызывало протесты местного населения.
Для подавления протестов была проведена войсковая операция, Правительство Тибета и Далай-лама были вынуждены бежать в Индию.
В связи с непрекращающимися волнениями, в 1989 году Китай ввел на территории Тибета военное положение.
Так что Тибет- оккупированная Китаем территория и произошло это в 1959 году. Запомним эту дату.
В самом Китае после 1959 года тибетских мастифов, впрочем как и других собак, уже не оставалось.
Все, что бегало и требовало пищи, уничтожалось. Вспомним про воробьев, которых тоже отстреливали и ими питались.
В Тибете после его оккупации Китаем, тибетский мастиф тоже исчез. Тибетские мастифы сохранились в Непале, где порода была взята под патронаж Короля.
В 1966 году принимается государственная программа по защите и воспроизводству тибетских мастифов. Параллельно порода развивалась в Англии.
Таким образом именно Непал является Меккой тибетских мастифов, откуда вывозятся лучшие представители породы, чистые по кровям.
http://dokhyi.ru/dok...es/nepal640.jpg
Что касается записей Марко Поло, которые датируются 1271-м годом, то не исключено, что видел он тибетских мастифов в Непале, т.к. Тибет и Китай в те времена находились под гнетом Монгол и путешествовать было рискованно. В Непале тогда правила династия Малла, оставившая наиболее заметный след в истории Непала обилием сохранившихся до сих пор великолепных памятников архитектуры.
Первого тибетского мастифа привезли в Англию в 1847 году. Первый стандарт породы тибетский мастиф был разработан в 30-е год 20 века в Англии.
Первый помет родился в 1898 году в Берлинском зоопарке.
И в дальнейшем порода почти не развивалась до начала 70-х годов, когда Анна Зоуэр привезла из Непала в США первых собак.
Она стала первым профессиональным заводчиком тибетских мастифов в США.
Впервые на выставках в США тибетские мастифы стали появляться в 1979 году. Первый стандарт тибетского мастифа был разработан в 30-е годы в Англии.
Вернемся в наши дни. Не знаю, кому в голову пришла мысль внушить мировому сообществу, что тибетский мастиф – это собака Китая.
Причина наверное в агрессивной информационной поддержке по продвижению китайского новодела.
На рубеже 2005 одномоментно на просторах интернета появилось обилие фотоматериалов с собакой, напоминающей больше Чау Чау, чем Тибетского мастифа.
Стали пестреть заголовки о тибетском мастифе из Китая, которого якобы чудом удалось сохранить где-то высококо в горах в годы нищеты и репрессий в Китае.
Да еще и на три вида их поделили- горный, равнинный, лвиный, так как это были все-же очень разнотипные собаки и это нужно было как-то объяснить пытливым умам.
Народу, падкому на экзотику, особенно запал в душу тибетский мастиф в типе льва.
Китай не являлся в начале 2000-х членом ни одной кинологической организации, поэтому ему никто не мешал свободно заниматься творчеством и приливать крови таких пород, как Чау-Чау, Мастино Неаполитано, Фило Бразильеро.
Результат в виде лохматой, среднего роста, сильно обросшей, с толстыми конечностями, с внешностью в профиль напоминающей льва, а в анфас медведя, с элементами сырости, собаки и стал предъявляться миру, как истинный тибетский мастиф.
Появились абсолютно не присущие породе тибетский мастиф окрасы- красный и белый.
В-основном, эти собаки не имеют родословных общепризнанных мировых кинологических организаций, а имеют местные `филькины грамоты`, хотя и `липовую ` родословную в Китае сделать не проблема.
Они уже в больших количествах ввезены в Европу и Россию и используются в разведении.
Часто это происходит тайно, не афишируется. На сайтах этих заводчиков нет рекламы китайских собак, но по рекламным объявлениям прекрасно видно, что они активно размножаются. То есть размываются сложившиеся линии тибетских мастифов, вывезенных из Европы, Непала, США и особенно интенсивно это происходит именно в России.
Это преступление и совершается оно исключительно ради наживы, т.к. щенки таких гибридов более эффектны и продаются лучше, а стоят дороже.
Если бы это волновало серьезные кинологические организации, то нужно было бы обязательно проверять на соответствие ДНК всех собак с регистровыми родословными или собак с нетипичной для данной породы, внешностью. Но это пока не пришло, но наверняка в будущем будет, так как эта тенденция смешения пород происходит сейчас не только в породе тибетский мастиф и есть опасность утраты многих пород собак.
Наблюдается опасная тенденция, когда лучшие производители вяжутся с гибридами. Отсутствует информация о качестве и типе наследования признаков, изучение этих признаков и той степени, с которой они могут быть переданы потомству. Можно быть уверенными, что принцип усреднения приведет к тому, что большая часть щенков, полученных от таких вязок, гарантированно будут хуже по качеству, как производители, чем их родители. Такую программу разведения можно назвать случайной.
Наследственность - великий дар природы нам. Когда известные заводчики, пренебрегая законами генетики, вяжут своих собак с собаками других пород, закрадывается сомнение в их профессиональной компетентности. Или чистый расчет победил? И где профессионализм и опыт, который у них должен был накопиться за годы?
Нет сомнений, что в скором времени породу тибетский мастиф ждут серьезные проблемы, связанные как с изменением поведения и характера, так и конституции.
И как только рынок будет насыщен, эти `патриоты породы` быстренько переключатся на другую породу собак, которая будет на тот момент более коммерчески интересной.
А мы останемся с `результатом их творчества`…
http://dokhyi.ru/treand_1_2/#show1_2
http://dokhyi.ru/ide...betskiy-mastif/
http://dokhyi.ru/ide...if_2_1/#show2_1
[ut][/ut]
ТИБЕТСКИЙ МАСТИФ в 21 веке...
Цитата
И китайцы поехали по миру скупать собак. Не забыли и о тибетском мастифе. Тибет-то вот - рядом.
И началась работа `по улучшению` породы.
Изменили облик и окрасы в породе, стали приливать крови Мастино Неаполитано, Чау-Чау, Испанского мастифа.
В результате творческого процесса ,закрепляя определенные характеристики экстерьера, получили НОВОГО тибетского мастифа - КИТАЙСКОГО!
И вот он - тибетский мастиф- гордость китайских собаководов!
Но только он почему то совсем не похож на тибетского мастифа, и вообще на мастифа, а больше напоминает Чау Чау, но только размером чуть поболее.
Для создания моды на новую породу собак началась массовая и агрессивная рекламная кампания в интернете, на форумах публиковались фотографии, пропущенные через фильтры Фотошопа.
На них тибетский мастиф был ярких окрасо в- красный, белый, черный с яркими огненно красными подпалинами.
Пасть неизменно была открыта, страшный оскал, огромный размер собаки, толстенные лапы, развивающаяся грива .
Китайцы по сравнению с собакой на фотографии выглядят просто карликами. Ну кто не восхитится ТАКОЙ СОБАКОЙ!!!
Комменты, частенько явно проплаченные, выражали неизменное восхищение непревзойденным умом пса, уникальными охранными качествами, постоянно обновлялись посты. Этого не заметить было нельзя.
Формировался стойкий, ажиотажный и нездоровый интерес к "чудо-собаке".
На некоторых сайтах стали смело переделывать стандарт тибетского мастифа, изменяя параметры , подгоняя его под китайскую версию породы.
А классический тибетский мастиф постепенно исчез из ссылок в сети.
Особенно это касается Ру-Нета.
Надо отметить, что повышенный интерес к китайской версии тибетского мастифа возник и стойко закрепился именно в России и Казахстане.
И это неспроста. Тут `торчат ушки` русского национального характера. Мы любим все большое, мощное, агрессивное и…ДОРОГОЕ.
Нашему человеку собака приглянулась. Во-первых выглядит весьма оригинально, такого пса все замечают.
А в инете написано - САМАЯ ДОРОГАЯ СОБАКА В МИРЕ!
А раз так, то `чел`, который имеет такую собаку `непростой` парень.
Это как красный пиджак или цепь, толщиной в палец. Все всем понятно!
На сегодняшний день наблюдается тенденция на раскол в однотипности породы.
До появления китайской версии, порода тибетский мастиф была достаточно однотипна. Благодаря труду многих поколений заводчиков в мире, была выделена ценная группа племенных кобелей и сук со сходными особенностями поведения, конституции, экстерьера и рабочих качеств.
В линиях были закреплены высокоценные генотипы. Звучат мнения, что китайский вариант тибетского мастифа - это внутрипородный тип.
Не могу с этим согласиться.
Китайский тибетский мастиф - это новая, другая порода собак, т.к. она не имеет всех характеристик тибетского мастифа, это столь же разные породы, как к примеру Американская Акита Ину или Японская...
Стандарт описывает образ породы, его целостность, гармоничность сложения и при судействе выбирается собака, наиболее приближенная к идеалу.
Внутрипородные типы не являются проблемой в породах. Кроссы (неродственное разведение) между представителями разных типов, повышают физиологическую резистентность породы.
Когда был получен в Китае их вариант тибетского мастифа, то в этой породе действительно образовались породные группы, т.к. предки у них разных пород, а дистанция разведения очень короткая. Это собака среднего размера, массивная, компактная, в профиль внешним видом напоминающая льва.
Собака с густой длинной шерстью. Чтобы понять, откуда `растут ноги`, достаточно открыть и прочитать стандарт Чау Чау.
Даже синий язык у многих представительной китайского новодела синий, как у Чау Чау.
Между тем для многих заводчиков это ничуть не смущает. Это говорит о безответствености человека перед природой и историей.
Сегодня наиболее распространена и рекламируема породная группа, похожая на Чау Чау.
Если эта породная группа будет увеличиваться и навязываться, как `правильный тип`, то появится реальная угроза сформировавшемуся фенотипу тибетского мастифа.
Если этот тип нравится людям, то было бы логично начать его историю с нуля. Придумать ей название и начать вести свою племенную книгу.
Вместо этого эти собаки ввозятся в Россию с фиктивными родословными, затем им делаются в РКФ нулевые родословные, но порода уже значится, как ТИБЕТСКИЙ МАСТИФ.
И далее они принимают участие в выставках и пускаются в интенсивное племенное воспроизведение. Эксперты искренне не видят разницу между собаками в ринге. Напрашивается вывод об абсолютно непрофессиональном подходе к экспертизе, по принципу ` а мне нравится!
Более того, в последнее время стали вестись дискуссии на тему, какой тип является ИСТИННЫМ и НАСТОЯЩИМ тибетским мастифом.
И все чаще и чаще дискуссии на форумах приходят к выводу, что настоящий - это китайский новодел.
Конечно, форум не формирует истину в последней интанции, но все же недооценивать роль форумов в формировании общественного мнения по этому вопросу нельзя.
Новички читают именно форумы и приходят к дню, когда нужно выбирать щенка с уже искаженным представлением о породе.
Любителей экзотики нужно предупредить о том, что китайскому тибетскому мастифу нужен постоянных уход за шерстью.
Эта собака, в отличие от исторически сложившегося типа тибетского мастифа, выжить самостоятельно не сможет.
Эта собака имеет шерсть, которая колтунится, ее нужно регулярно расчесывать.
Расчесываться тибетские мастифы не любят, как не любят любое насилие над собой.
Тибетский мастиф меняет шерсть постепенно, линька начинается в феврале и заканчивается к апрелю. Собака линяет чулком. Колтунов не образуется при этом.
Среди потомков китайских родителей достаточно много собак с проблемами в адаптации к социуму. Они регулярно убегают, т.к. не сильно привязываются к своей территории и человеку, могут проявлять агрессивную реакцию даже на хозяина.
Между тем тибетский мастиф не должен быть угрозой своей семье, никогда не приходилось слышать о том, чтобы тибетский мастиф даже огрызался на человека в своей родной семье, будь то взрослый человек или ребенок.
Прежде чем поддаваться на экзотику внешнего вида, нужно изучить родословную щенка и очень не вредно близко пообщаться с его родителями и понять, что именно вы оценили в этой породе - яркую внешность новодела или характер и рабочие качества истинного тибетского мастифа!!!
Сообщение отредактировал Азиат Чик: 31 August 2014 - 22:12
#383
Отправлено 02 September 2014 - 16:14
За видео спасибо,это заводчик Amgaa Kharsor живёт в Улан-Батор,Монголия.
#384
Отправлено 02 September 2014 - 22:01
Эту статью любезно мне предоставил Рик Айкхорн. Рик является заводчиком, экспертом ТМ и владельцем питомника Drakyi Он посвятил ТМ всю свою жизнь .Первая собака появилась у Рика в 1975 году. Вся жизнь этого человека пронизана любовью и преданностью к ТМ. Рик один из лучших экспертов породы. Его приглашают судить ТМ по всему миру. Он судил выставки ТМ в Китае. Хорошо знает историю породы , типы ТМ. Собаки его разведения ( Drakyi)есть во многих родословных наших ТМ.
Еще хочу добавить от себя. Нет ни одного заводчика ТМ в Китае, кто бы не знал и не уважал Рика....))))
Перевод Т.Сорокиной
История тибетского мастифа
Западные стандарты задают неверные рамки для этой многогранной породы
Автор Ричард Айкхорн
В том, что касается тибетских мастифов, противоречие вызывают три вещи: размер, окрас и различия в типе. Мы сфокусируемся на последнем пункте.
При рассмотрении этого сложнейшего вопроса, мы должны согласиться с тем, что тибетский мастиф является идеальным синтезом мастифа и горной собаки. Это полноценный мастиф и полноценная горная собака одновременно, и иногда в нем сочетаются обе противоположности. Это мастиф, выполняющий работу горной собаки, и горная собака, имеющая размер и тип мастифа. Это собака, соответствует мастифу по своим внушительным размерам (согласно истории некоторые особи достигали от 86 до 91 см в высоту (от 34 до 36 дюймов) и имели массивный костяк) и типу (крупные складки, подвес, мигательная перепонка, брыли и широкая, глубокая, короткая и объемистая морда), которая эволюционировала и приспособилась к выживанию в самом суровом климате и местности, известной человеку, а именно на «Крыша мира». В результате получилось сбалансированное, мощное, содержательное и эффективное слияние пород, живущих в горах, с собакой, имеющей пропорции мастифа и «львиную» шерсть, самую длинную среди молоссов.
Следует также принять, понять и не забывать о влиянии культурных различий на породу, выведенную в целях выполнения возложенных на нее функций на родном Дальнем Востоке и вынужденную стремиться к форменному единообразию, чтобы соответствовать узким стандартам, принятым на Западе. Справедливости ради нужно сказать, что если мы хотим оставаться верными тибетским ценностям и сохранить «истинную породу», то нам следует уважать заложенные в Тибете различия и не пытаться объединить их под общим названием «Тибетский мастиф». Наоборот, нам следует сохранить первоначальные различия в породе и ввести раздельные родословные книги, программы разведения и обозначения для разных пород/разновидностей. Или хотя бы организовывать отдельные открытые классы для определения лучшего представителя среди подобных. Однако (пока что) дело обстоит иначе, что в результате приводит к путанному, противоречивому выбору часто заурядных победителей и селекционных решений.
Заводчики породы Тибетский мастиф или судьи на выставках в Китае или Тибете, относятся к этим исконным ценностям и типам с уважением и разводят и судят их, разделяя по типу, окрасу и шерсти. Среди них нам известны следующие разновидности: тигровый (мастифообразный) тип, львиный (горный) тип, снежный (белый) тип и даже бородатый тип («кай-апсо») (как бородатая колли). Хотя чистота породы двух последних типов пока еще под вопросом. На Западе же дело обстоит совсем не так. Западные стандарты AKC и FCI требуют единого идеала, чтобы все мастифы и горные собаки разных размеров и типов с грубой и гладкой шерстью самых различных окрасов соревновались за звание лучшего представителя породы.
Наша обязанность как заводчиков и судей, во-первых, оставаться верными наследию той страны, откуда произошла порода, и не забывать о точке зрения тибетского народа независимо от существующей действительности от принятого на данный момент эталона. Как известно, стандарты имеют свойство меняться в зависимости от мимолетных курсов, планов, тенденций в судействе и моды на отдельных собак, и в этих стандартах может по-разному рассматриваться подлинность и точность. К счастью, в нашем распоряжении есть огромное количество исторических документов, которые могут указать нам в нужное направление.
Итак, как вернуться к первоисточнику или, по крайней мере, найти формулу идеальной собаки? Это не всегда легко сделать, учитывая смешение линий, типов и разновидностей, которые помогли уберечь, восстановить и сохранить породу от исчезновения в 1950-е годы во времена вторжения китайцев и в ходе последующей оккупации Тибета. Однако нам не нужно изобретать велосипед. Давайте отойдем от противоречий и разногласий и обратимся к неизменному, к основам, к нашему главному учителю: истории.
В 1963 г. писатель и историк Роберт Эквалл, хорошо известный в мире тибетских мастифов, опубликовал в журнале свои наблюдения о породе под заголовком «Роль собаки в тибетском кочевом обществе». Его способность глубоко проникать в суть предмета дало нам редкую возможность увидеть страну и культуру, которая в те времена была окутана тайной. Он подробно и точно описывает то, что является породой, разновидностью или наследственной чертой чистокровной собаки, а что не является таковым. Вот что он пишет:
Существует две разновидности или породы: настоящий тибетский мастиф – встречающийся весьма редко - и другая, не менее свирепая и почти такая же по размерам помесь. В последней, несомненно, есть, кроме прочего, и некоторая доли крови мастифа. Мастифы, которых иногда называют «санг-хи» (собака Санг) или «цанг-хи» (собаки Цанг), - это то, что тибетцы называют «костяком» или «основой». Для сохранения чистоты этой породы они прикладывают значительные усилия. Обладание такой собакой считается неким символом статуса. Ее очень трудно найти в продаже, а если и находится, то стоит она, как правило, как хорошая скаковая лошадь. У них характерная массивная морда, высокая куполообразная голова, отвислые губы, хорошо заметная краснота рядом с веком и крупные передние лапы, как у любого мастифа. Довольно длинный хвост с небольшим подвесом слегка завивается. По окрасу они обычно черные (для чистокровных собак это обязательно); на морде, шее и ногах шерсть с подпалыми концами; на горле и груди, как правило, есть участки белого; и над каждым глазом - подпалое пятно, за что их прозвали «Миг-бчжи-цань» (четырехглазые). Что касается размеров, то моя собака весила 72,5 кг (160 фунтов). Самой отличительной их чертой является невероятно низкий глубокий лай, который скорее напоминает звук туманного горна, чем крик, издаваемый животным.
Нечистопородные сторожевые собаки, гораздо более многочисленные, практически не уступают мастифам по размерам и проявляют такую же свирепость. Однако в их лае нет того подобия горна или звука, который отличает настоящего мастифа. По своему окрасу они гораздо разнообразнее: от сплошного черного до серо-голубого, а иногда и белого. Их шерстяной покров немного длиннее, чем у мастифов. У них чуть более широкая и плоская голова, более заостренная морда, а хвост с густым подвесом завернут за спину и плотно прилегает к телу.
Однако они в первую очередь используются как сторожевые собаки, и являются дикими и настороженными. Их миссия, по словам самих тибетцев, - «охранять богатство от хищников и воров», и для выполнения этой задачи они должны быть бдительными и свирепыми».
В подробном отчете Эквалла, который сам держал тибетского мастифа, говорится, что «существует две разновидности или породы». Это справедливо и сейчас. Первая - это высоко ценимая, чистокровная и редкая собака, которая нечасто продается, дорого стоит, является символом статуса и известна как «санг-хи» («цанг-хи»). У нее крупная морда, куполообразная голова, отвислые губы, красная мигательная перепонка, массивная грудь, длинный и свободно висящий хвост с небольшим подвесом. Она имеет черно-подпалый окрас с белыми пятнами на груди и на шее, весит около 70 кг (160 фунтов) и обладает характерным низким, глубоким лаем, напоминающим звук «медного гонга». Это совпадает с описанием, представленным в зимнем выпуске журнала Modern Molosser за 2009-2010 г., которое дал знаменитой «цанг-хи», по-прежнему высоко ценимой, оберегаемой и защищаемой в Тибете породе, господин Луо Го, специалист по тибетским мастифам, и по совместительству бывший мэр города Лхасы
Вторую разновидность или классификационную группу Эквалл описывает как «помесь», сопоставимую по размерам и темпераменту с цанг-хи, более многочисленную (распространенную) с различной долей крови мастифа (цанг-хи). У этих собак нет характерного глубокого лая, напоминающего туманный горн; их окрас гораздо вариативнее: встречаются, среди прочего, черные, серо-голубые, и даже белые особи с более длинной шерстью; у них более широкая (плоская) голова, более утонченная (заостренная) морда и более высоко посаженный закрученный хвост». Это описание также совпадает с тем, что говорил мэр о других разновидностях, некоторые из которых используются в современных программах племенного разведения.
Другие известные историки отмечали ту же самую двойственность в рамках одной породы. В китайских летописях династии Хан (142-87 гг. до н.э.) говорится, что тибетские собаки были «величиной с осла» (то же указал итальянский путешественник Марко Поло в 13 веке) и встречались «рыжего окраса». В 1842 г. натуралист Брайан Хьютон Ходжсон при описании породы отметил, что «есть несколько разновидностей», и среди окрасов указал «черный, черно-подпалый или рыжий с разным количеством белого. У некоторых особей сзади имеется пятый палец (редкий прибылой палец)», о чем также упоминалось в 1868 г. в книге Чарльза Дарвина «The Variation of Animals and Plants under Domestication» (Изменение животных и растений в домашнем состоянии) и документально подтверждено иллюстрацией Ходжсона «Tibetan Mastiffs, 5-clawed and 4-clawed variety» (Тибетские мастифы, 5-палая и 4-палая разновидности), опубликованной в книге «Dogs of the last hundred years at the British Museum (Natural History)» (Собаки последнего столетия в Британском музее естественной истории). Ходжсон говорит о двух разновидностях: «разновидность из Лхасы - это самая красивая разновидность. Она почти всегда черная с подпалинами на ногах и имеет пятый или ложный палец на передних и задних ногах» и «разновидность «Мустанг» гораздо менее крупная, имеет ярко рыжий окрас, маленькие глаза; не имеет редких пятых пальцев».
В 1845 г. Вильям Мартин написал в своей статье «The History of the Dog» (История собаки), опубликованной в сборнике «Knight’s Weekly Volume», («Еженедельный рыцарский альманах»), что «тибетский мастиф по размерам превышает английского мастифа, у него более опущенное выражение морды из-за кожи на бровях, которая образует глубокие складки по краям морды, и из-за толстых, сильно отвислых губ. Эти большие собаки используются для охраны на плоскогорье в Гималаях рядом с Тибетом. Тело покрыто жестким волосом с черным окрасом, с переходом в желтые или рыжевато-коричневые оттенки на конечностях, над глазами и на морде; хвост завернут за спину и на нем имеется густой шерстяной подвес». В 1891 г. немецкий ученый и специалист по собакам, профессор Леопольд Фитцингер так описал тибетского мастифа: «Canis molossus tibetanus.
«Эта порода также является чистокровной разновидностью молоссов, чьи уникальные характеристики являются результатом избирательных адаптаций к географической среде обитания и климатическим влияниям. Даже самые крупные особи традиционных разновидностей европейского мастифа не достигают размеров тибетского мастифа, - пишет ученый. - Голова крупнее, задняя часть головы сильнее выражена… морда более широкая и более тупая… губы более длинные и, соответственно, сильнее отвисают. Кожа в районе скул меньше прилегает к телу, уши длиннее и более округлые, глаза немного меньше. Аристотель считал тибетского мастифа помесью, получившейся в результате скрещивания домашней собаки и тигра».
Макс Сибер, автор книги «Der Tibethund» (Собака Тибета, 1897 г.), зафиксировал многочисленные факты, обнаруженные различными писателями, исследователями и историками. «Окрас тибетского мастифа варьируется от черного до светло-золотисто-коричневого или рыжего, но чаще всего они черные с рыжеватыми отметинами» (граф Бэла Сечении, 1879 г.); «Один метр двадцать сантиметров (34 дюйма) в длину от кончика носа до начала хвоста. Высота в холке составляет восемьдесят шесть сантиметров» (Гилл, 1880 г.); «Губы сильно отвислые… на морде глубокие складки… глубоко посаженные налитые кровью глаза… сплошной черный окрас… отдельные особи коричневого и волчье-серого окраса; у последних обычно черные маски и черные концы остевого волоса... гигант, настоящий Голиаф среди собачьих пород, рядом с которым даже английские мастифы, сенбернары и ньюфаундленды покажутся маленькими» (Дж. А. Петерсен, 1895 г.).
«Однако окрас шерсти значительно различается ... черный... черный с ржаво-рыжими... ржаво-коричневыми, светло-коричневыми или золотисто-рыжими отметинами... у других - коричневый с желтыми отметинами (шоколадно-подпалый), - писал сам Зибер. - ...кроме того, некоторые имеют желтовато-коричневый или темно рыжий окрас... У других окрас темный с черным седлом... Голова у тибетского мастифа непропорциональная ... Губы тибетского мастифа отвислые. Глаза глубоко посажены, конъюнктивы налиты кровью ... (редкие) прибыльные пальцы ... они есть у всех тибетских мастифов».
В 1900 г. преподобный Буш поделился своими наблюдениям и выводами о разновидности мастифов «цанг-хи». Он пишет: «Есть очень много весьма посредственных особей, однако огромную собаку с массивной головой, округлым черепом, расслабленно висящими губами, маленькими темными глазами с хорошо заметной мигательной перепонкой, большим количеством складок, почти неизменно черного окраса с подпалыми точками, как правило, можно найти только в больших монастырях или рядом с владениями богатых тибетцев».
Это была не та худощавая, кочевая горная собака с более утонченными чертами, которую сегодня некоторые выдвигают на роль идеала, и которую преподобный Буш относил к «посредственным особям». Речь идет о высоко ценимой разновидности, имеющей тип и размеры мастифа, которую держали только в монастырях или при домах богачей. Похожее описание было дано иллюстратором собак и писателем Ричардом Стребелом в 1905 г. «Тибетцы признают две разновидности: грубую и гладкую, но ими больше ценится грубая, - писал он. - Поскольку эти две разновидности не являются разными породами, они похожи друг на друга всем, кроме шерсти...Два разных типа: одно более легкое животное, другое гораздо более тяжелое с массивным костяком и складками на морде… Только собака легкого типа могла бежать наравне с лошадями. Тяжелая просто не сумела бы разогнаться до скорости лошади, однако ее использовали в охоте на львов и медведей».
«Дело в том, что более легкая собака – это естественный, первичный тип, - заключает он, - а более тяжелая и крупная - это специально выведенная разновидность». В 1986 г. ярый поклонник тибетских мастифов и один из основателей клуба-родоначальника Дональд Мессершмидт рассказал, что во время своего пребывания в Непале имел возможность пообщаться с одной тибетской семьей. Впоследствии он довольно хорошо описал различия между «до-хи» (горным охранником скота) и «цанг-хи» (мастифообразным охранником храмов): «”Хи” (собака) или тибетский мастиф (известный также под именем «Бхотия») – это хорошо знакомая нам собака, используемая для охраны стад и домашнего скота, которую держат кочевые пастухи «дрог-па» на западе Тибета и пастухи в районах Гималаев.
Эта собака славится своими бойцовскими характеристиками, способна дать отпор волкам и другим хищникам. Ночью она охраняет стадо яков или овец, у нее хороший, глубокий лай. У собаки очень хороший нюх, который в Тибете называется «цзы нобо»; она отличная ищейка. Она также приспособлена к холодной и ветреной погоде. Ее шерсть не слишком длинная, у нее хорошая крепкая голова и туловище, пушистый хвост, завернутый на спину. В общем, полное отражение нашего представления о том, какими являются превосходные тибетские мастифы (охранники скота).
По словам моих друзей, лучшие окрасы у черных собак с рыжевато-коричневым оттенком и двумя точками над глазами или у полностью черных собак с белой звездой на груди». Мессершмидт продолжает рассказывать о разновидностях мастифа: «”ЦАНГ-ХИ” (лучшая собака) иногда называют также «до-хи» (привязанная собака). По сравнению с обычной ХИ (тибетским мастифом), описанной выше, взрослая ЦАНГ-ХИ встречается редко. ЦАНГ-ХИ – это в первую очередь сторожевая собака, которую, как правило, привязывают у ворот монастырей и огороженных сельскохозяйственных территорий.
Тибетцы про нее говорят «большая голова, большие уши, большая пасть (челюсти) и большой лай», однако мои друзья сразу заметили, что для бега такая собака не годится, у нее узкие и плохо поставленные задние конечности. ЦАНГ-ХИ известна своим свирепым лаем, особенно ночью». Многие вышеуказанные историки, такие как Зибер, Петерсен, Мартин, Буш, Стребел и Эквалл, наш современник Мессершмидт и другие, приводят подобные документальные факты и описания «цанг-хи» (мастифообразной, долинно-плоскогорной разновидности (породы)), используя такие термины, как «крупный… массивный костяк…», «очень большая собака», «массивные, БОЛЬШИЕ куполообразные головы», «большие уши», «мастиф с чрезвычайно большим количеством складок «с большой пастью (челюстью)», упоминая о строении, пригодном для неподвижной, ночной охраны, «не созданы для движения… эта собака не подходит для бега», предпочитаемых видах окраса и том факте, что особая, мастифообразная разновидность является редкой «дорогой и специально разводимой», в отличие от другой разновидности, которую они называют «посредственными особями, помесями» и «более легким… естественным, изначальным типом» - все это одна колоссальная собака, чрезвычайно соответствующая мастифу.
Как эту историю можно применить сегодня или перенести на наследие «тибетского мастифа»? Вокруг «породы» не утихают споры, мировые стандарты задают различные, а иногда и противоречащие другу требования, сообщество разделилось на несколько противоположных лагерей, отстаивающих и защищающих различные типы (породы).
Сторонники «цанг-хи» (мастифов долинного, плоскогорного типа) «целенаправленно выведенной» разновидности (породы), живущей при монастырях и домах богатых людей, наотрез отказываются принимать и даже считают оскорблением вести общую родословную книгу и выступать на ринге вместе со сторонниками «до-хи» (горной собаки для охраны скота, львиного типа) и их кочевническим «естественным, изначальным типом». При всем при этом, на данный момент эти две разновидности (породы) вынуждены существовать под общим названием.
Прекрасный образец цанг-хи (мастифообразной разновидности) является плохим образцом для горной разновидности (породы), и наоборот. Когда приходится соревноваться друг с другом на одном ринге, судьи либо демонстрируют свою лояльность к тому или другому типу (разновидности), либо неуверенно пытаются найти компромиссный вариант, в котором наилучшим образом сочетаются черты обоих.
Чтобы лучше это понять представьте себе судью, которому нужно выбрать из лучшего сенбернара и лучшего аляскинского маламута одного лучшего представителя породы, при этом обе породы вписывались бы в рамки стандарта. Или судью, который должен назвать одного лучшего представителя породы на ринге, где находятся кувас, пиренейская горная собака, подгалянская овчарка и мареммо-абруццкая овчарка – и все представлены в рамках одного стандарта.
Это примерно то же самое, что пытаться найти нечто среднее между атлетичной кане корсо и неподвижным неаполитанским мастифом или разрешить вечный спор об американской аките, по прежнему соревнующейся и используемой в разведении с ввезенным, утонченным и менее крупным японским типом.
Добро пожаловать в большой и прекрасный мир «Тибетских мастифов»! Одно можно сказать определенно: в Тибете признавали и разводили как минимум две разных породы (разновидности), которые нужно отдельно сохранять и ценить. И если между этими разновидностями вдруг возникнет спор о первородстве (приоритетности), то все необходимые ответы можно найти в истории.
В итоге получается, что никто никогда не придет к единому мнению о том, что представляет собой чистая порода, если ей приходится делить одно имя, родословную книгу и ринг с самыми отдаленными гималайскими разновидностями и подвидами с «некоторой долей крови мастифа».
Для тех из нас, кто любит и отстаивает чистокровных собак и их многочисленные породные различия, собаководство должно являться осторожным, тщательно планируемым и целенаправленным разведением с целью сохранения первозданного типа, рабочих характеристик, темперамента и здоровья.
Наша обязанность и долг как судей состоит в том, чтобы находить и поощрять тех заводчиков, которые смогли обеспечить соответствие с точки зрения сегодняшнего стандарта и не забыли о тибетском понимании исконной породы. Что касается темперамента, то учтите, правильный тибетский мастиф скорее останется охранять дом, чем позволит незнакомому человеку подходить близко и рассматривать его на ринге.
Помните о необходимом балансе между размером, костяком, массой и рабочими характеристиками, о том, что у качество собаки не зависит от окраса, ее движения должны быть мощными и размеренными, и в первую очередь уделяйте внимание чертам, характерным для мастифа, его сдержанным, твердым, величественным манерам, словно собака готова устраивать приемы при своем дворе, где вы будете присутствовать лишь в качестве простого зрителя.
Автор Ричард Айкхорн
Взято с Международный портал "Все о Тибетском мастифе"http://tibetmastif.com/showthread.php?p=2265#post2265
#386
Отправлено 07 September 2014 - 21:49
Спасибоо за фото и за отзывы!
И тем не менее мы очень рады получить сегодня ЮСАС И ЛЮ! Я так волновалась за мою малышку!
#387
Отправлено 08 September 2014 - 06:25
Chelsea63 (07 September 2014 - 21:49) писал:
И тем не менее мы очень рады получить сегодня ЮСАС И ЛЮ! Я так волновалась за мою малышку!
Пообвыкнется.Робкой она нам (мне,т.к. сын ещё сам первый раз на выставке был и ошалел от количества и разнообразия собак)не показалась.Само спокойствие.Поздравляю с САС и ЛЮ,
#388
Отправлено 08 September 2014 - 08:27
Спасибо за добрые слова! А сынишка молодец,поддерживает маму,активно участвует в выставочной жизни!
Тем более такой парк красивый,и погодка была прекрасная! Грех не погулять!
Вот и мы нашли самое настоящее тибетское горное местечко для фото))))

#389
Отправлено 08 September 2014 - 08:32
Сын не знал,куда его мама за тридевять земель повезла))) Но в итоге остался доволен.Рада,что не напугался и стычек между собак не было.Сплошной позитив.Дома нашу таксу няньку всю замусолил соскучился.))) Очень красивые фотки получились.Пума тоже уже по корпусу облиняла,а вот голова
#391
Отправлено 10 September 2014 - 08:05
С головы щенячку тоже скинет.Но я думаю что в зиму будет хорошо одета! Да и Поночка тоже уже начала шубу наращивать!
Ещё немного фото!



#396
Отправлено 10 October 2014 - 11:57
Ага) А сейчас в зиму ещё разодуванится))) Обожаю тибетские гривы! Потрепать шерсть,руки погреть,прижаться к ним))) Они так ждут меня,когда к ним на улицу выйду! Радуюстся,норовят поцеловать в лицо-кто выше и быстрее прыгнет достанет до мамки))) Лапки дают по очереди,пузики подставляют для почесушек.Милашки мои,люблю их!!!!!
































